Светодиодная подсветка – технические моменты

Главная » Новости » Светодиодная подсветка – технические моменты

Мода на использование при тюнинге интерьера и экстерьера автомобилей светодиодной подсветки – крайне странная тенденция. Появившись довольно давно, она, с одной стороны, так и не стала настолько массовым явлением, как тонировка или виниловый стайлинг; с другой – до сих пор актуальна и периодически переживает определённые взлёты. Ещё один момент: светодиодный тюнинг некоторые автоэнтузиасты награждают нелестными эпитетами; при этом, выполненный с тщанием, вкусом и определённой сдержанностью он, несомненно, привлекателен и уж в любом случае – нетривиален.

Наиболее простым с точки зрения подключения и потому наиболее популярным является вариант с использованием т.н. светодиодной ленты. Из самого названия в принципе понятно, что она представляет собой – определённое количество последовательно расположенных светодиодов, закреплённых на плоской подложке.

Вольтаж

Подключается светодиодная лента к бортовой сети автомобиля с штатным напряжением в 12 В. Небольшой нюанс: отдельный светодиод рассчитан на напряжение в 4 В, и потому они группируются по 3 шт. При установке светодиодная лента должна обрезаться по специальным отметкам, которые как раз и обозначают такие тройные группы. Кроме того, напряжение в сети автомобиля периодически может превышать заявленные 12 вольт – на этот случай в цепь подключения светодиодной ленты встраиваются дополнительные стабилизационные электронные элементы. Естественно, требуется верно присоединить положительный и отрицательный контакты.

Плотность

Стандартные ленты выпускаются с плотностью светодиодов в 60 и 120 шт. на метр. Также существует сдвоенный, двухрядный вариант с плотностью в 240 шт./метр. Существуют различия и в размерах светодиодов: первые две цифры в маркировке ленты, как правило, соответствуют размеру отдельного светодиода в миллиметрах.

Цветность

С точки зрения цвета ленты могут быть монохромными и с изменяемым цветом. Монохромные (одноцветные) ленты куда проще по конструкции и потому считаются более надёжными.

Цвет монохромной ленты зависит от химических примесей, добавленных при производстве кристалла светодиода, а также от окраски рассеивающей линзы. Есть нюанс, касающийся белых светодиодов: чистый белый цвет получают либо с помощью люминофорного напыления, переводящего нативное ультрафиолетовое излучение диода в видимый белый диапазон, либо смешением трёх основных цветов – красного-синего-зелёного. Второй вариант предпочтительнее, так как люминофор имеет обыкновение достаточно быстро «выгорать»: в течение года – до 40%, и цвет светодиода смещается в сторону фиолетового.

Ленты с изменяемым цветом имеют более сложную конструкцию. В них упомянутые группы из трёх светодиодов составлены из элементов с разным цветом свечения (те же красный-синий-зелёный); плюс – каждый из элементов может изменять яркость в диапазоне от 0 до 100 процентов. Соответственно, меняется сочетание цветов, которые в синтезе дают любой оттенок видимого спектра. Но для управления яркостью элементов требуется особая система электрических проводников плюс электронный контроллер.

Управление контроллером, как правило, осуществляется с помощью специфического дистанционного пульта; некоторые специализированные контролеры имеют опцию подключения к автомобильной аудиосистеме – в результате получается своеобразное цветомузыкальное оформление. Впрочем, эстетика подобной цветомузыки является довольно спорной ввиду достаточно значительного времени реакции контроллера и светодиодов на музыкальный рисунок.

Защищённость

Отдельно хотелось бы упомянуть крайне важную характеристику светодиодной ленты – степень пылевлагозащищённости. Естественно, при тюнинге салона – замене штатного внутреннего освещения на светодиоды, организации «креативной» подсветки приборной доски или необъяснимо популярной подсветки ножных ниш – уровень сопротивляемости воздействию влаги и пыли значения не имеет. Также он не критичен при использовании светодиодов во внешних световых приборах – задних «стопах», «поворотниках» или же при попытках имитации небезызвестных «ангельских глазок» в передних фарах. Более того, в указанных случаях излишняя защита может быть неудобной – дополнительный слой полимерной гидроизоляции мешает сгибанию ленты, что имеет значение при установке светодиодов в ограниченном пространстве.

Однако при внешнем тюнинге – подкапотного пространства, решётки радиатора, организации подсветки днища автомобиля, колёсных арок или дисков – степень пылевлагозащиты выходит на первый план. Она традиционно измеряется по международной системе «IPxx», где на месте «xx» выступают цифры в диапазоне от 1 до 6 и от 1 до 9 соответственно, и применяется не только в отношении светодиодной ленты, но и в отношении любого другого предмета. Права, защита уровня IP69 означает способность защищённого устройства без вреда для себя длительное время функционировать при погружении на значительную глубину, что вряд ли требуется при эксплуатации среднего автомобиля в стандартных дорожных условиях, пусть даже российских. Соответственно, для светодиодной ленты будет вполне достаточно индекса IP67, означающего полную защиту от пыли с возможностью кратковременного ныряния в лужу или снег.