Автотюнинг – обзорная статья

Главная » Новости » Автотюнинг – обзорная статья

     

Термин «тюнинг» первоначально англоязычен и происходит от слова «tune», которое можно перевести как «регулировка» или «настройка». Соответственно, те начинающие автолюбители, которые полагают, что тюнинг автомобиля заключается исключительно во внешних украшательствах, если и правы – то не в полном объёме.

По степени «настройки» автотюнинг условно можно разделить на несколько категорий:

?  лёгкий, предусматривающий лишь небольшие изменения внешнего дизайна кузова автомобиля;

?  углублённый, с более серьёзными внешними и некоторыми внутренними работами;

?  глубокий, предусматривающий вмешательство в штатные настройки двигателя, работу подвески и т.д.

Теоретически, можно выделить также «полный» тюнинг, при котором исходный автомобиль претерпевает такие трансформации, после которых родной конструктор может не узнать своего детища. Однако, это вопрос спорный – можно ли называть тюнингом процесс, после которого остаётся чуть ли не пара «родных» деталей, а всё остальное – чистое творчество?

Лёгкий тюнинг

Автомобили выходят с завода похожими, как разноцветные капли воды. То есть различаются разве что цветом кузова. Нет, различия в комплектации от «базовой» до «люкс», конечно, тоже бывают. Но на внешний вид они, как правило, влияния не оказывают. Счастливый обладатель новенького «бюджетного» автомобиля через некоторое время задумывается, чего бы такого добавить, чтобы хотя бы легче было найти свою машину на парковке у супермаркета. Дабы не стать героем анекдота с чужой тёщей на заднем сиденье.

Если автомобиль – «бюджетный», то и первоначальный тюнинг может быть соответствующим. Тонировка стёкол плёнкой. Непременно – «кенгурятник» на передок. Виниловые наклейки. Для оригиналов – «зубастая» решётка радиатора. Возможно, «антикрыло» в район багажника. Хотя установку антикрыла и прочих дополнительных элементов можно отнести уже к углублённому тюнингу.

С другой стороны, можно сделать на кузове аэрографию. Никаких изменений или дополнений в конструкцию автомобиля она не привносит. То есть может считаться тюнингом лёгким. Но – не совсем дешёвым.

Углублённый тюнинг

Прежде всего, стоит сказать, что установка любых дополнительных элементов на внешнюю часть кузова автомобиля влияет на его аэродинамические качества. Причём в подавляющем большинстве случаев – в отрицательную сторону. А ухудшение аэродинамики может довольно существенно увеличить расход топлива. Установка элементарного, но не предусмотренного конструкцией багажника на крышу может поднять расход ни много ни мало, но до 10 (десяти!) процентов. Упомянутое антикрыло, оно же задний спойлер, при очень грамотной установке может слегка увеличить прижимную силу на задней оси. Но.

?  Во-первых, это актуально в основном для высокоскоростных заднеприводных автомобилей.

?  Во-вторых, достигается это, опять же, ценой увеличения расхода топлива.

?  В-третьих, с точки зрения здравого смысла, некоторое подобие спойлера разумно устанавливать разве что на всяческие хэтчбэки, у которых из-за укороченного заднего свеса капельки грязи сильно заляпывают стекло. А спойлер направляет поток воздуха так, чтобы эти капельки стекла не достигали, но, опять же, за счёт изменения аэродинамики.

С другой стороны, можно обойтись без игр с аэродинамикой. Скажем, поменять колёсные диски. Мгновенно меняется весь внешний вид: главное, взять диски «с претензией», но без вычурности. То есть знать меру. Можно, к примеру, заменить пластиковую окантовку на хром. Или наоборот – главное, чтобы хорошо смотрелось. Можно поиграть с окраской или той же аэрографией, но уже профессиональной. Можно добавить почти выходящую из моды светодиодную подсветку под днище или в диски. Главное – не переборщить, потому как сияющая новогодняя ёлка, конечно, привлекает внимание, но не всегда уместна.

Отдельно нужно сказать несколько слов о салоне. Поскольку аэродинамика к салону не имеет никакого отношения, с салоном можно работать свободно. Почти. Потому как расположение и функционал ремней, эйрбэгов и прочих элементов, ответственных за безопасность, должны оставаться неизменными.

Или же улучшаться.

Глубокий тюнинг

Единственный вид тюнинга, который позволяет раскрыть смысл слова «tune». При глубоком тюнинге, кроме изменений внешнего дизайна, происходит вмешательство в работу двигателя и подвески, поэтому проводиться он должен профессионалами своего дела. Или по меньшей мере опытными энтузиастами, точно знающими, что конкретно они творят и к каким последствиям оно приведёт.

Что касается двигателя. Естественно, целью тюнинга в данном случае является увеличение его мощности. Раньше, в карбюраторную эпоху, главным было добиться максимально большого объёма сжигаемой воздушно-топливной смеси. Для чего применялись разные приёмы: от принудительного нагнетания воздуха до расточки цилиндров и увеличения камеры сгорания путём установки полукустарной прокладки. Кое-что применяется и сейчас.

Но. Самым интересным с точки зрения сочетания количества затраченных усилий с полученным результатом является тот идеальный вариант, когда дело можно иметь с современным управляемым впрыском. Олдскульным автолюбителям и не снилось, что, оказывается, подключив чудной приборчик к малозаметному разъёму под торпедо и сделав буквально два движения пальцем, можно добавить движку десяток-другой лошадей на пике мощности. И не спрашивайте, как это возможно – те, кто это умеет, держат в секрете, и за те самые движения пальцем просят хорошие деньги.

Подвеску также можно улучшить. Автоконцерны выпускают продукцию, рассчитанную на массового потребителя, то есть с усреднёнными характеристиками. А можно, к примеру, установить регулируемые амортизаторы, дабы самостоятельно выбирать высоту и жёсткость подвески – от спортивной до слегка внедорожной. Можно установить распорку, увеличивающую жёсткость шасси при поворотах. Можно… да много чего можно.

Главное, повторим ещё раз, при любом тюнинге автомобиля соблюдать принцип целесообразности. То есть:

?  Во-первых, стараясь улучшить – не ухудшить: ни ходовые, ни экономические показатели, и прежде всего – безопасность.

?  Во-вторых, в погоне за оригинальностью не превратить автомобиль в жертву безумного абстракциониста.

?  И, в-третьих, помнить о существовании других участников дорожного движения – восхищённые Вашим тюнингом, они могут опасно отвлечься от управления и пострадать…